Блог о строительстве и ремонте

Делимся опытом и секретами мастерства

Пришельцы с Ближнего Востока

Сегодня много говорят о взаимопроникновении культур Запада и Востока. Эта тема интересует философов и литературоведов, психологов и дизайнеров. Но это проникновение началось, конечно, не вчера. Уже несколько столетий мы, часто не осознавая этого, пользуемся в быту вещами в разные эпохи «пришедшими» с Востока, как с Ближнего, так и с Дальнего.

Вот, например, всем нам привычная софа – она, оказывается, турчанка, но так давно поселилась в Европе, что стала непременным атрибутом квартир не только на Европейском континенте, но и в Америке, Австралии. Ведь в крупных мегаполисах разных стран жилые интерьеры, хоть и имеют национальный колорит, все же больше напоминают современные европейские. Но и они тоже сформировались в результате ощутимого влияния на европейскую культуру колоний и торговых партнеров Европы по всему миру.

Итак, софой изначально называли низкий широкий диван с небольшой спинкой и множеством подушек. Этот низкий диван как бы напоминает прочитанные в детстве восточные сказки, в которых чудеса чередовались с описанием роскоши и неги во дворцах мусульманского Востока.

Традиционно у себя на родине софа обтягивалась цветным шелком, тонкими ткаными коврами или кожей. А самой характерной деталью ее облика было наличие большого количества подушек, которые в наше время принято называть мебельными. Поначалу подушки набивали мягкой шерстью или конским волосом, это уже потом в подушки стали вставлять для большей упругости стальные пружины.

Современную софу все чаще называют диваном. Слово «диван» – из Персии, а в султанской Турции диваном назывался государственный совет, состоявший из министров и придворных советников. Первоначально диван, как предмет мебели, отличался от софы наличием мягкой спинки и подлокотников. Но теперь в быту диванами называют практически всю мягкую мебель, где можно сидеть не одному (тогда это, конечно, кресло).

Последние тенденции эволюции мягкой мебели состоят в том, что мебель опускается все ниже к полу, а сиденье ее растет в длину. И психологи утверждают, что чем ниже мы сидим, тем комфортнее себя ощущаем. Не зря у китайских мудрецов символом долголетия была черепаха: считается, что свою силу и долголетие она черпает от земли, передвигаясь по ней практически «на брюхе».

Вообще считается, что мода на мягкие и пышные подушки, в том числе специальные подушки для сидения (французы стали называть их «пуфами»), а также ковры и роскошные мягкие ткани – бархат и тонкие ковровые обивки – пришла в Европу из Турции, Ирана и Ирака. Мебель отделывали бахромой и кистями, золотым шнуром и вышивкой – в результате по роскоши и тщательности отделки мебель не уступала самой изящной одежде.

Еще один экзотический предмет из разряда мягкой мебели, попавший в наши дома с Ближнего Востока – оттоманка. Многие, наверное, и не слышали этого слова, хоть и пользуются ей каждый день. Ее название произошло, правда, от французского слова «ottomane», так или почти так звучало для французов турецкое «Осман» – имя династии основателей турецкой империи.

Классическая оттоманка представляет собой мягкий, обитый тканью или ковром, диванчик без спинки. На нем принято было лежать или полулежать, опираясь на множество разнообразных подушек. Если вам кажется, что этот предмет мебели можно сейчас найти только в музеях, то, ваши представления ошибочны. Например, розовая бархатная оттоманка на низких ножках выглядит очень стильно и может украсить интерьер в модном сейчас стиле модерн, или разнообразных осовремененных его вариантах.

Другой, не менее интересный вариант оттоманки обитый красной кожей, тоже прекрасно впишется в обстановку квартиры нашего времени, несмотря на то, что имеет отчетливый восточный оттенок, особенно в сочетании с рельефным панно на стене, имитирующим старинную бронзу.

На оттоманке можно не только лежать – небольшая по размеру, но все же больше пуфа, она может заменить кресло.

И даже стать столом, как эта модель, обитая мягкой блестящей кожей с декоративными золочеными шляпками гвоздей. Эти блестящие шляпки добавляют немного тяжеловесной оттоманке некоторую долю изящества.

Вообще, тенденция «притворяться» столами в последнее время у диванов очень популярна. В современных квартирах, часто имеющих небольшую площадь, очень ценится свободное пространство и ощущение простора. Именно поэтому мягкой мебели приходится становиться многофункциональной. Вот и диван-оттоманка может взять на себя функцию журнального столика, с которой он кстати, неплохо справляется. В такой модели оттоманку уже совершенно невозможно узнать. Однако, это именно она, но скрытая под съемным чехлом.

Изысканно выглядит та же пара – диван и оттоманка вместо столика – в современном интерьере, но выполненном в стиле нестареющей классики. И в этом случае «прекрасная турчанка» гармонично вписывается в обстановку, воспроизводящую гостиную французского замка.

Итак, софа и оттоманка, меняясь вместе с тенденциями моды, вполне успешно дожили до наших дней и продолжают жить в наших квартирах, подстраиваясь под стиль жизни и эстетические пристрастия хозяев. Например, популярный в домах многих из нас минимализм изменил и внешний облик софы и оттоманки. Теперь софа лишена множества подушек и излишнего декора, а оттоманка в условиях минимума мебели становится еще и «ящиком» для хранения в дневное время постельных принадлежностей, если гостиная вечером превращается в спальню. Но от лаконичности исполнения эти предметы мебели не теряют своей красоты и функциональности.

Различная нестандартная мягкая мебель

Присмотритесь, и в любой даже самой суперсовременной и очень стильной обстановке квартиры вы наверняка найдете софу или оттоманку, а может быть, и то и другое вместе, не говоря уже о вездесущем диване.

Непривычная мебель

Придумывая остановку своего дома, люди, как правило, идут двумя путями. Первый, встречающийся чаще – «сделать, как все». Далее следуют разные варианты: от модных журналов по дизайну до консультаций у подруг или соседей. Существует однако и другой вариант подхода к оформлению собственного жилья, совершенно противоположенный: «сделать так, как ни у кого нет». Помимо крайностей, как всегда в жизни, есть и средний, более «взвешенный» подход: сделать обстановку в соответствии с лучшими образцами, но внести в нее предметы ярко индивидуальные, неповторимые.

Трудно судить, какой из описанных подходов более правильный. Все зависит от характера человека, его потребности равняться на кого-то или стать лидером. Но это, скорее, тема для психологов. Мы же попытаемся рассмотреть несколько вариантов использования в оформлении интерьера непривычных предметов мебели или, наоборот, использования в качестве декоративных деталей предметов, которые в нашей повседневной жизни не предназначены для украшения жилья.

Кто, например, из наших современников знает, что существует специальная «дневная кровать»? Когда-то давно наши предки, жившие с барской неспешностью и обязательным в середине дня сном, создали это мебельное произведение, достойное главного героя романа «Обломов». Но, как ни странно, оно не погибло во время массовой «экспансии» диван-кроватей, а существует до сих пор. Хитрость ее конструкции заключается в том, что помимо верхнего спального места имеется, еще и выдвигающееся нижнее. Его можно использовать для приезжающих гостей. А можно спать на нем, не перестилая верхнего, чтобы не портить его презентабельный внешний вид. В общем, тот, кто решиться завести у себя столь экстравагантный предмет, должен сам определить, как им пользоваться.

А вот еще один вариант такой «дневной кровати». Он так изысканно красив, что украсит гостиную в классическом стиле. Его принадлежность к кроватям можно усмотреть только по непривычной для диванов ширине матраса. Однако и этот шедевр имеет выдвигающееся нижнее спальное место.

Следующий странный экземпляр даже назвать трудно: часы ли это прикидываются буфетом, или буфет – часами. Во всяком случае, он исправно показывает время и хранит посуду. К тому же этот, не определившийся в принадлежности предмет, имеет, несомненно, благородное происхождение, напоминая чем-то английский «Биг Бен».

Любителей этнического стиля тоже можно порадовать редкой диковиной: плетеным комодом с отдельно выдвигающимися ящиками. Странным является выбор материала, из которого сплетен комод – пальмовые листья, потому что ротанговой мебелью сейчас никого не удивишь. Необычна его конструкция и форма. Согласитесь, что такой комод не часто встретишь.

Светильники тоже бывают очень разнообразны по форме, способу установки или крепления и материалу абажура. Создание новых вариантов – это обширная область реализации самых смелых фантазий дизайнеров «световых объектов» (так они сами называют свои произведения). Ночник в форме листа или цветка с неоновой цветной трубкой-тычинкой. Это «инопланетное растение» не даст вам возможность читать под ним газету, но станет достойным декором для интерьеров в стиле хай-тек.

Еще один вариант для тех же высокотехнологичных интерьеров. Светильник сделан в виде рекламного плаката, оправленного в широкую раму из нержавейки. Он оригинален во всем, даже в способе установки – ставится прямо на пол. Молодые любители эпатажа должны по достоинству оценить этот экземпляр.

Использовать рекламные плакаты в качестве декора можно не только в комнате тинэйджера. Во вполне респектабельных интерьерах такие плакаты смотрятся как удачная, несколько ироничная, находка. Но, безусловно, для таких интерьеров плакаты должны быть соответствующим образом оформлены. Позволить себе прикрепить плакат к стене кнопками может действительно только тинэйджер. Причем, если это старые плакаты, почти раритеты, то дорогая рама будет тем более уместна.

А в ванной или на кухне будут уместны рекламные плакаты мыла, туалетных принадлежностей или, если это кухня, кулинарных изделий. В этом случае их можно оформить простой деревянной рамкой. Важно только правильно, с учетом колорита и стиля подобрать их друг к другу, и тогда эта декоративная шутка будет радовать не только вас. Ее обязательно оценят и ваши гости.

Еще одна шутка, для ванной комнаты – украсить ее галстуком! Способы крепления его на керамической плитке стены могут быть самыми разными, от вешалки-присоски до клейкого скотча. Но посмотрите, как он благороден, этот модный розовый галстук! И хоть сделан он из льняной салфетки, пользоваться им для вытирания рук не рекомендуется, также же, как и его настоящим собратом.

Для кухни или столовой можно предложить необычное декоративное панно: на пробковую пластину, установленную в раме, крепятся плетеные тарелки разных форм и размеров, керамические чашки, полоски кожи и меха, муляжи фруктов. Все должно гармонировать по цвету и стилю. Если это условие будет выполнено, получится красивая настенная инсталляция.

В прихожей можно повесить кованую композицию из полосок бронзы с фактурной поверхностью. Этот незамысловатый по форме аксессуар, тем не менее, будет достаточно декоративен на светлой стене.

Пространство над дверью обычно не оформляется: о нем редко вспоминают. Но и его можно использовать. Так, «золотой» толстый шнур с кисточками украсит дверной проем в вашей спальне или гостиной. Тем более, если шторы в комнате тоже оформлены «золотыми» кистями и подхвачены витым шнуром.

Создавая новые варианты декоративных аксессуаров или приобретая необычные вещи, не бойтесь применить фантазию, располагая их в интерьере. То, что до сих пор еще никому не пришло в голову, именно так декорировать свое жилье, скорее плюс в вашу пользу. Главное, быть уверенным, что предметы, выбранные или созданные вами, гармонично впишутся в ваш интерьер, не нарушая его стиля.

Кровати, которые мы выбираем

К выбору кровати необходимо отнестись с особой ответственностью: от этого «предмета интерьера» зависит ваше самочувствие и настроение, здоровье и, наконец, семейное счастье. Удобный сон – не единственное назначение кровати. Так, например, более трех столетий назад французские короли принимали посетителей лежа в постели. Моду подхватили зажиточные горожане, и кровать сделалась символом материального и социального статуса владельца. Ее конструкции, украшению и пышности убранства придавалось особое значение. Но у множества подушек и пуховых перин, помимо демонстративных функций, имелись и функции утилитарные. Ведь тогда огромные залы дворцов трудно было хорошо протопить, а сквозняки и сырость были настоящей проблемой роскошных каменных апартаментов. Для этой же цели – согревать хозяина – служил и полог над кроватью, который крепился на четырех деревянных шестах и делался из плотной ткани, как правило, с подкладкой. Такой полог получил название балдахина.

В наши дни балдахин потерял значение защиты от холода и сквозняков, оставшись оригинальной деталью декора кровати. Как красиво смотрится современная кровать, выполненная в английском стиле из резного темного дерева! Эта модель так и называется «Эсквайр».

Столбы, на которые крепился когда-то балдахин, сейчас служат украшением. Например, их можно сделать в виде римских колонн, которые вместо тканого полога завершаются изящными бронзовыми завитками. А в целом все «сооружение», вместе с резной деревянной спинкой и цветным кашемировым покрывалом, напоминает величавые дворцы римских патрициев.

Не зря такие модели сейчас имеют самую высокую цену. Они изготавливаются мастерами-краснодеревщиками в Европе и Америке. Это кровати-шедевры, выполненные из ценных пород дерева, украшенные ручной резьбой, инкрустациями и позолотой. Иногда при создании таких произведений мастера копируют музейные образцы. Поставив такую кровать в собственную спальню, ее владелец в полной мере сможет ощутить себя особой королевской крови. Самые любимые стили мастеров-краснодеревщиков – классицизм, барокко и ампир, а в последнее время популярен и ар деко. Для создания своих шедевров мастера используют благородные породы древесины: массив ореха, ясеня, вишни. В отделке применяется слоновая кость и перламутр для инкрустаций, бронза и позолота для ручек и накладных элементов, кожа и шелк для обивки. Резная отделка в таких моделях настолько рельефна и выразительна, что напоминает изящную лепнину.

Однако воспроизводя классические образы и используя традиционные приемы отделки, современные мастера не всегда точно следуют образцам. Они творят новые варианты конструкций и создают соответствующие вкусам современников декоративные детали. Такой сплав векового мастерства, старинных технологий и новых тенденций моды способствует созданию оригинальных вариантов. Например, модель кровати из черного дерева может сочетать классическую конструкцию, тонкую резную отделку и яркий современный текстиль с актуальными марокканскими мотивами. Покрывало, имитирующее шкуру зебры, удачно дополнит композицию.

Военные походы XIX века оставили нам в наследство металлические складные кровати, которые в интерьере трансформировались во всевозможные варианты: от простых и дешевых железных коек до шедевров кованого искусства или навороченных латунных конструкций. К концу века такие кровати стали очень популярны и частично вытеснили своих деревянных родственников. А их начищенные до блеска металлические шары самодовольно отражали «великолепие» интерьеров: абажуры, кружевные подзоры и фикусы в кадках.

Но шло время, менялся быт, а с ним и конструкции кроватей. Шары уступили место тонким и изогнутым металлическим пруткам, а блеск полированной латуни сменился матовостью черного металла. Кровать обрела новый, графически выразительный образ и вписывается теперь в современные интерьеры от минимализма до кантри.

Лаконичную красоту металлической кровати трудно переоценить: есть в ней что-то и от восточной философии самоограничения и от завораживающих линий изящных черно-белых гравюр.

За всю историю человечества кровать пережила множество трансформаций. В зависимости от климатических условий она была то шкафом, как в холодной Швеции, то татами на полу восточных жилищ и подвесным гамаком в тропических широтах. Но свою привычную форму – с двумя спинками и лежанкой между ними – кровать приобрела более двух веков назад. И эта форма оказалась наиболее оптимальной, менялось только цветовое оформление и конструкции спинок. Так, в Скандинавии густавианский стиль оставил в наследство мебель, покрытую белым лаком.

В Нормандии черный цвет дерева сочетался с сочными и яркими красками постельных принадлежностей: вышитых подушек и жаккардовых покрывал.

А модерн, вновь вернувший популярность тонам и фактуре натурального дерева, загнул спинки кроватей в обтекаемые гладкие «завитки».

Позднее, увлечение кожаными обивками не прошло для кроватей бесследно: появились модели, обтянутые мягкой теплой кожей с бронзовыми шляпками гвоздей по бокам спинок.

К концу прошлого века кровати существенно упростились: минимализм и популярность восточных мотивов в интерьере сделали кровать похожей на лежащий на полу матрац. Такие упрощенные варианты стали очень популярны среди молодежи. Единственное, что отличало их от татами – это несколько большая высота от пола, дань европейским традициям.

Кровать в детской – больше, чем предмет обстановки. Она может быть койкой в трюме морской яхты в спальне для мальчиков или ажурной белой колыбелью Барби, с прозрачным газом розового полога, если спальня принадлежит девочке. В любом случае это, скорее, элемент сказочного мира, чем просто место для сна.

Мебельный аристократ: кресло

В толковом словаре Даля кресло определено, как «просторный стул с поручнями, подлокотниками». Это слово имеет старославянские корни, когда-то креслом называли широкий тележный или санный кузов, который устанавливался на дровни. Издавна кресло считалось удобной мебелью. «Хорошо кресло старому, а колыбель малому», – так говорили наши предки.

Кресло в качестве места для сидения произошло от стула с подлокотниками и высокой спинкой – трона. Первый известный в истории трон был изготовлен в Египте для фараона Тутанхамона. Кроме того, как и вся мебель того времени, кресло для фараона имело ножки из резного дерева и слоновой кости в виде львиных лап. Спинка трона была отделана золотой накладкой, изображающей крылатого бога солнца, а подлокотники в форме идущих львов были украшены инкрустацией. Но, несмотря на такую красоту, кресло-трон было жестким и по нашим меркам очень неудобным.

Как и египтян, аскетичных в быту греков устраивал жесткий деревянный стул, который любящие комфорт римляне стремились покрыть мехом или тканью. Так возникал прообраз современного мягкого кресла. А вот в средневековой варварской Европе быт был предельно прост. Даже в замках-крепостях основу интерьера составляли сундуки, в лучшем случае покрытые шкурами зверей. Лишь в готический период появляются деревянные кресла с высокой узкой спинкой и подлокотниками. Но они тоже были жесткими и тяжелыми. И только мореплаватели-голландцы обили кресло кожей, сделав его более мягким.

Но самым комфортным кресло сделали, конечно, законодатели мод и любители роскоши – французы. Обставляя свои дворцы, французская знать заботилась, помимо красоты, и об удобстве мебели: под обивку кресел стали подкладывать пух. Сама обивка была из бархата, шелка, гобелена. Но спинки иногда еще оставались деревянными и резными.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль обить кресло мехом, но, безусловно, автор обладал знанием человеческой природы. Кому не захочется иметь у себя в доме прирученного «зверя»: леопарда или зебру, ворсистый мех и яркая расцветка которого станет настоящим украшением обстановки?

Этот представитель «мебельной фауны», обитый бархатом, с искусственно состаренными деревянными деталями нынче опять в моде. Его облик напоминает силуэты мебели эпохи модерна: тонкие ноги, гнутые линии, необычность формы.

На смену модерну начала прошлого века приходит конструктивизм. Марсель Брейер запатентовал в 1928 году одно из первых кресел с металлической трубкой в качестве основы конструкции. С тех пор модель стала классикой дизайна и поныне пользуется большой популярностью у любителей минимализма и хай-тека. А современные дизайнеры предлагают такое кресло в качестве стилеобразующего элемента в обстановку загородных деревянных домов. При этом сочетание бревенчатых стен и хромированной мебели выглядит гармонично и свежо.

Плетеная мебель вошла в моду еще в период колониального могущества Англии. Тогда ее подданные везли на родину комплекты плетеной мебели и устанавливали их на террасах в английских сельских особнячках. Но в середине прошлого века эта мебель перекочевала внутрь домов. Хрупкие на вид и прочные на самом деле, такие кресла очень практичны. А их «ракушечная» форма и тонкие высокие ножки – дань моде на «облегченную» мебель шестидесятых.

Сама идея понравилась дизайнерам и плести мебель стали из чего угодно: полосок кожи, цветных пластиковых веревок – «спагетти» и даже из ажурных металлических цветочков.

Во второй половине века мебель стала «тяжелеть» и опускаться все ниже. Особым удобством обладали глубокие и мягкие кресла на колесах: в них можно было развалиться или забраться с ногами, укрывшись пледом, у телевизора. У кресел появилась «одежда» – удобные съемные чехлы и мебель опять, как когда-то в домах аристократов, стала светлой, только теперь ее было намного легче держать в чистоте.

Конец прошлого века ознаменовался модой на кожаные обивки. И объемные, будто надутые собственной важностью кресла, стали напоминать стада пасущихся на коврах бизонов: та же монументальность форм и глубокие, мягкие складки кожаной шкуры. Но мода переменчива, и вот уже конструкции облегчаются, а кожа сочетается с мехом или вытесняется им.

Тем не менее, эталоном качества кожаной мебели, как и два столетия назад, остается английская кожаная мебель, а символом респектабельности – мебель в стиле «честерфилд». Отделанная деталями из красного дерева, такая мебель имеет характерную обивку: кожа как будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.

Влияние культур Китая и Японии сказалось в появлении низкой мебели. Ведь, следуя восточной философии, люди черпают энергию и силу от ее источника – земли. В таком плетеном кресле необычной формы с подставкой для ног, можно, сидя практически на земле полностью расслабиться и отдохнуть после напряженной суеты рабочего дня.

На рубеже нового тысячелетия в моду снова вошла классика. Но, испытав на себе влияние минимализма, классический стиль стал лаконичнее и в то же время приобрел новые, навеянные временем черты. Его строгие и симметричные формы облагораживают интерьер. Натуральное дерево ценных пород, спокойный светлый колорит, изящная, но не вычурная, мебель, декор, которой истоками своими уходит в античное прошлое, одновременно согласуясь с эстетикой наших дней – вот приметы классического стиля.

Итак, все перечисленные стили и конструкции кресел, в разные эпохи входившие в моду, не исчезли, а наоборот, остались в интерьерах и поныне. Любители исторических стилей воссоздают в своем доме все детали старинных интерьеров, а поклонники нового, вносят в обстановку новейшие дизайнерские разработки.

Так одной из современных тенденций в развитии дизайна мягкой мебели является совершенствование формы, способствующей достижению полного расслабления и покоя. Такие кресла могут служить эффективным средством в борьбе со стрессом и физическими перегрузками. Каркасы таких кресел-лежанок легко изгибаются в разных направлениях и готовы повторить любое положение вашего тела.

Лари и сундуки: мебель прошлого или будущего

В Толковом словаре Даля сказано, что слово «сундук» имеет татарские корни и означает «укладка, вольный ящик». Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. «Сундуки и короба – коренная русская утварь», – пишет он.

Ларь, в отличие от сундука – европеец. По своей функции и внешнему виду ларь и сундук практически ничем не отличаются: и тот и другой – это емкость в виде ящика с крышкой для хранения вещей. Однако некоторые различия, обусловленные национальные особенностями создавших их народов, у сундука и ларя все же имеются. Российские сундуки издавна носили более утилитарный характер, их использовали для хранения и перевозки вещей. Особое внимание уделялось прочности, а не украшению. Когда сундук использовался в качестве мебели (кровати, лавки), его старались покрыть холстом или домотканым ковриком.

Ларь отличается от сундука повышенным вниманием к декору. Так лари, или, вернее, обломки ларей найденные в захоронениях египетских фараонов, были отделаны перламутровыми инкрустациями и бирюзой.

А в Древнем Риме лари-кассоне, их еще называли флорентийские лари, были самой распространенной мебелью в доме. Их украшали резьбой и росписью. Такие известные итальянские живописцы, как Ботичелли не считали зазорным для себя покрывать живописью стенки домашних ларей. Итальянские лари – «кассапанки» имели спинки и подлокотники и являлись уже прообразом дивана.

Ларь был основной мебелью еще в античной Греции. Но греки, как известно, придавали бытовой роскоши мало значения, исповедуя культ физического здоровья и красоты. В древнегреческих городах-полисах жители уделяли гораздо больше внимания украшению общественных зданий, нежели своих собственных домов.

В средневековой Европе лари и сундуки тоже были основной мебелью, как в замках рыцарей, так и в домах горожан. Они служили столами, скамьями и кроватями. Первые лари были выдолблены из целого куска дерева. Значительно позже их стали делать из отдельных панелей, скрепленных гвоздями. А для большей прочности снаружи такой ларь обивали полосами железа. Средневековые деревянные лари и сундуки практически не украшались, разве что только небольшими накладками из бронзы: в разоренной междоусобными войнами Европе было не до роскоши.

Утвердившийся в замках готический стиль оказал влияние и на внешний вид сундука: теперь его переднюю панель покрывают геральдические резные барельефы, изображения зверей и сцены рыцарской охоты. Именно тогда ларь стал образовывать новые разновидности мебели. Часто их ставили друг на друга – так возник прообраз шкафа. А глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было настоящей проблемой, обзавелись выдвижными нижними ящиками. Так появился комод.

Развитие ларя шло в двух направлениях: в сторону увеличения, как переход к шкафу, и в сторону уменьшения. Маленькие ларцы выполняли функции кошелька, использовались для хранения драгоценностей, письменных принадлежностей, а в дороге были просто самой необходимой вещью. Кроме того, уменьшаясь, ларь стал шкатулкой, которая предназначалась не только для хранения ценных мелочей, но и для украшения дома.

Вскоре деревянные дорожные ларцы для удобства перевозки стали делать плоскими и называть чемоданами. А изготовленные из мягких материалов – кожи и ткани – ларцы переродились в саквояжи и кофры.

Породив такое большое количество разнообразной мебели и предметов быта, лари и сундуки сами ушли в тень, стали на какое-то время анахронизмом и были выселены в кладовые. Только в деревенских домах сундуки еще долго продолжали хранить одежду многочисленной семьи или копить приданое невестам.

И сейчас при слове «сундук» или «ларь» многие вспомнят экспонаты краеведческого музея или деталь обстановки крестьянского дома из фильма о деревенской жизни позапрошлого века. Мало кому повезло увидеть «живьем» старинный бабушкин сундук, в котором содержались «сокровища», доступные внукам только в присутствии самой бабушки. Их извлечение и рассматривание превращалось порой в увлекательный рассказ, почти сказку, о бабушкиной молодости, в которую трудно было поверить.

Но, к счастью, мода скоротечна. Сейчас некоторые известные дизайнеры считают, что время безделушек-однодневок проходит, и желательно, чтобы предметы мебели, составляющие ваш интерьер, имели свою историю. Это вовсе не значит, что в обстановке вашего жилища надо использовать только антикварные вещи. Конечно, замечательно, если в жилом пространстве вашего дома присутствуют предметы, связанные с несколькими поколениями вашей семьи, хранят ее традиции и стиль жизни, как, например, украшенный серебряными накладками деревянный сундук. Следы времени не только не портят его, а придают определенный шарм. Такой сундук способен стать «изюминкой» интерьера, даже неким стилеобразующим элементом современной квартиры.

Однако если таких вещей не осталось в вашем доме или они вас не устраивают, можно создать интерьер из новой мебели или вещей авангардных, в конструкции или декоре которых использованы свежие дизайнерские находки. Главное, чтобы сама вещь была узнаваема, «имела корни».

Поэтому теперь все чаще современные вещи заимствуют элементы старинного быта. Занимая потерянные ранее авторитетные позиции, возвращаются в городские квартиры сундуки и ларцы. Только сейчас, вместо чисто утилитарной функции хранилища одежды, они выполняют и декоративную роль, придавая жилью неповторимый колорит. Эти заново открытые старинные вещи обычно ставят в гостиной, используя в качестве журнального столика или просто необычного декоративного предмета. Например, деревянный сундук с бронзовыми инкрустациями способен и самому обычному интерьеру придать роскошный вид.

Те же бронзовые инкрустации и тонкий полупрозрачный рисунок в виде сложного орнамента на красной тисненой коже сделают сундук элегантным украшением будуара.

Покрытый восточным тонким шерстяным ковром ручной работы – килимом, большой сундук станет центральным декоративным элементом вашего деревянного загородного дома, задав определенный тон в подборе его обстановки.

А ярко-красный деревянный сундук с бронзовой бабочкой – чем не прикроватная тумбочка в спальне?

Если вы предпочитаете популярные сейчас интерьеры в восточном стиле, то два красных ларя, расписанных драконами и покрытых лаком – просто находка для вас. Комнате, где на почетном месте разместится эта ларцовая композиция, восточный колорит заранее обеспечен.

Не совсем обычный, а, скорее, совсем не традиционный по форме сундучок или ларец, обитый мягкой шелковой тканью, с кистями вместо ручек станет оригинальным хранилищем всевозможных мелочей в вашей спальне. Необычное оформление и высокие тонкие ножки – подставки, безусловно, привлекут внимание к этой мебели, как будто пришедшей из далекого прошлого, например, из средневекового замка. А поклонникам минимализма, несомненно, придется по душе плетеный сундук. Отсутствие в нем декора как бы выявляет красоту формы и натурального материала, из которого он сделан.

Мебель и аксессуары для домашнего бара

Само понятие «бар» возникло в Северной Америке во времена известного нам по вестернам «Дикого Запада». Тогда стрельба и бой бутылок были непременным атрибутом хорошего отдыха. По крайней мере, именно так мы привыкли представлять себе жизнь ковбоев в тот период начала истории Соединенных Штатов. Не зря бармен отгораживался стойкой от столь буйных посетителей: в какой-то мере она служила ему защитой. С тех пор интерьер бара, даже бара домашнего, как правило, включает в себя стойку-стол и высокие барные стулья вокруг него.

На самом деле, история и культура употребления вина не только во время застолий, существовала в Европе еще много веков назад. Вино и крепкие напитки держали в специально оборудованных шкафах, ключ от которых доверялся не всем в доме, так как хорошее вино стоило недешево.

В русских усадьбах в кабинетах хозяина поместья существовала даже специальная мебель – запиравшийся полушкаф – полукомод, называемый «винным кабинетом». А в словаре Даля описан «кабачекъ», представлявший собой поднос, на который ставились графины для водок и наливок. Поднос этот, или «поддон», как называет его Даль, стоял в кабинете хозяина. Но был и дорожный его аналог, размещавшийся в специальном ларце – поставце.

Так что культура и традиции употребления горячительных напитков существовали задолго до появления самого термина «бар».

Итак, как же можно организовать бар дома? Начнем с мебели для бара. Стол-стойка, стулья, иногда и буфет, должны стилистически соответствовать комнате, в которой расположен бар. Это может быть кабинет, гостиная, каминная комната, в общем, вы сами выбираете удобное для вас помещение. Например, это кабинет и выдержан он в классическом стиле или стиле ампир. В этом случае и барная мебель должна быть изготовлена из массива благородной древесины и украшена резьбой и позолотой.

Если в вашей квартире нет места для устройства бара со специальной мебелью, вполне можно ограничиться и переносным его вариантом. Он невелик, но от этого не менее удобен. Тем более, что расположить этот мобильный бар можно в любом месте квартиры: на ковре у камина, на столе в гостиной, или столике в спальне.

А можно «спрятать» бар в неприметную с виду круглую стойку, внутренняя часть которой вращается, открывая то отделение для бутылок, то место, где хранятся бокалы. Такой «винный кабинет», не занимает много места и достаточно универсален, чтобы вписаться в большинство интерьеров.

Антикварный или стилизованный под старину бар в «сложенном» виде может выглядеть, как секретер или бюро с принадлежностями для письма. Только полки с бутылками внизу выдают его истинное назначение.

Если существует такое разнообразие барных стоек, то не менее разнообразны и стулья, их окружающие. Мода на обивку из меха не обошла их стороной. Стильно выглядят мягкие стулья, обитые черно-белой шкурой. Не уступают им в элегантности и стулья, покрытые кожей крокодила. Эти мебельные шедевры, безусловно, украсят собой дорогие респектабельные интерьеры.

Оригинален и вариант кованого барного стола, форма которого своими изгибами напоминает причудливо вьющуюся виноградную лозу. Так же, как и стебли винограда, конструкции столика тонки и изящны, а прозрачное вино в бутылках, похожих на гроздья спелых ягод, дополняет это сходство.

Но одной только гармонично подобранной мебелью организация бара не заканчивается. Не менее важны и другие его составляющие: напитки, посуда и другие необходимые предметы.
Запас напитков должен соответствовать вашему вкусу или, если вы ждете гостей, заранее составленному меню.

Важным вопросом является хранение напитков. Надо помнить, что старение коньяка и виски прекращается в стекле, а вино в бутылке продолжает «жить», поэтому хранить его надо по определенным правилам.

Все столовые вина должны храниться в бутылках в горизонтальном положении, чтобы, для сохранения герметичности, пробки не пересыхали и не крошились. Бутылки с пластиковыми пробками можно хранить стоя, также как и крепкие напитки с ликерами.

Оптимально хранить вино при температуре от 10 до 18 °C, в темном, защищенном от света помещении. Считается, что при температуре выше 22 °C, вино может испортиться. Поэтому существуют специальные холодильники для вина. А ликеры, наоборот, не хранят на холоде, потому что они могут помутнеть.

Традиционным атрибутом бара считается графин. «Промежуточные» сосуды для вина использовались еще в Греции: ведь там не наливали вино в чаши прямо из амфор. А графины современного типа появились в Европе в Средние века. С тех пор мастера-стеклодувы разных стран изощряются в создании графинов причудливейших форм и расцветок. И сегодня существует великое множество графинов. Например, графины обтекаемой формы из тонкого стекла предназначены для красного вина, приземистые тяжелые, прямоугольные или граненые – для крепких напитков.

В баре, конечно, должны быть и бокалы. Форма бокала для вина определяет площадь соприкосновения жидкости с кислородом, от этого зависит вкус напитка. Для красных вин следует использовать достаточно большие бокалы, предоставляющие вину большой контакт с воздухом. Белые вина не улучшают свои качества от контакта с кислородом, поэтому узкие бокалы подходят для них лучше. А для виски нужны прозрачные стаканы цилиндрической формы с толстым дном.

Еще один предмет, необходимый в баре – штопор. Первый в истории патент на штопор был выдан в 1795 г. Многие изобретатели совершенствовали потом этот прибор, и теперь у вас есть возможность выбрать «рычажной» его вариант или классический «вращательный».

В баре могут понадобиться: шейкер для приготовления коктейлей, сифон для газированной воды, ложка с длинной ручкой для смешивания и подачи коктейлей с фруктами, щипцы и емкость для льда.

Выбираем шкаф

Дальним предком шкафа, как и комода, был сундук. Иначе говоря, шкаф – это сундук, выросший в высоту. А родиной шкафа можно считать Италию. Именно там впервые, пожалуй, в Европе стали делать мебель не только практичную, но и богато декорированную: росписью, позолотой и каменной мозаикой. Шкафы, как дворцы в миниатюре, украшались резными колоннами, пилястрами, нишами. Плоские поверхности покрывали инкрустациями из слоновой кости и перламутра.

В эпоху Возрождения появились новые виды шкафов: кабинетные и посудные с застекленными дверцами (в этот период в Мурано под Венецией научились изготовлять большие листы стекла).
Затем Европу покорил классицизм, с его симметричностью и четкостью форм. Корпусная мебель – шкафы, буфеты и «шифоньеры» – обретает легкость строгих геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, на фоне которых прекрасно выглядят бронзовые и позолоченные детали.

Но шкафы в виде монументальных архитектурных произведений еще два столетия просуществовали в Европе. У бюргеров Голландии было очень престижно иметь шкаф, повторяющий в резной отделке архитектурные детали фасада дома. Шкафы имели широкие карнизы, колонны и даже подобие фронтонов в верхней части.

Трудно поверить, но в экземпляре, выполненном по старинным эскизам, прячется современной конструкции кабинетный сейф.

Похожая мебель с обильным скульптурным декором изготовлялась три столетия назад и в Германии.

Тогда же во Франции, а затем и в Англии, становятся очень популярными шкафы-кабинеты, обычно прямоугольной конструкции, с рядами ящиков, скрытых за дверцами. Этот осовремененный вариант кабинета имеет еще и задвигающуюся деревянную дверцу-штору.

Для удобства работы с бумагами в таком кабинете стали делать выдвижную или откидную полку, исполнявшую роль столешницы, – так родился шкаф-секретер.

А вот бельевой шкаф, очень популярный в разных странах Европы, часто становился свадебным подарком. В нем хранили постельное и столовое белье, одежду. Бельевые шкафы очень разнообразны по формам и стилям: от расписных немецких и скандинавских до резных шкафов во Франции. Выполнялись они из местных сортов древесины, обычно дуба или ореха.

Затем бельевые шкафы приобрели дверцы во всю высоту, а между ними – зеркало и стали называться гардеробами или шифоньерами.

Посудные шкафы, так же как и бельевые, имели большую популярность и были гордостью столовой или гостиной, практически каждого дома. Это была своего рода выставочная витрина семейных посудных сокровищ. Кухонные варианты таких шкафов были несколько скромнее и функциональнее.

Во второй половине XIX века налаживается фабричное производство корпусной мебели. Новые технологии: гнутье и штамповка древесины, использование шпона вместо массива дерева, способствуют появлению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. Эта мебель по своей цене была доступна даже зажиточным крестьянам и вызвала настоящий взрыв массового производства. Посудные, платяные и книжные шкафы стояли в разных помещениях и в каждом доме.

Правда, на несколько последних десятилетий века двадцатого шкаф потерял индивидуальность, став частью «стенки». Но сейчас в Европе возвращается мода на предметы – «солисты» и шкафы вновь занимают почетные места в интерьере. Теперь они стали меньше, потому что людям хочется легкости, мобильности и компактности и никто не хочет загромождать мебелью свой дом. А проблема хранения вещей решается уже с помощью гардеробных комнат.

Как же правильно выбрать подходящий шкаф?

Психологи и дизайнеры советуют руководствоваться эмоциями: вещь должна вам нравиться. Но при этом есть еще два непременных параметра, которые необходимо учесть: шкаф должен гармонично вписаться в тот стиль интерьера, который уже сложился в комнате. И, что не менее важно, быть, если не безупречным технически, то хотя бы достаточно качественным.

Признаки качества нередко спрятаны внутри мебели. Обратите внимание, как скользят выдвижные ящики – у добротной мебели они должны быть оснащены системой доводки, чтобы закрывались плотно. Дверцы должны иметь «глушители» и закрываться бесшумно. А задняя стенка – иметь достаточную толщину (более 5 мм) и быть плотно пригнанной, не шататься.

Одним из признаков качества шкафа, да и современной корпусной мебели вообще, является многовариантность ее отделки. Так фирма-производитель должна предложить вам на выбор несколько вариантов размеров и отделок мебели. Поскольку массив древесины – удовольствие дорогое и используется редко, то в основном мебель отделывают шпоном или модным сейчас цветным лаком.

Так вот, хорошо, когда вам на выбор предлагается шпон различных пород древесины. Это может быть дуб нескольких оттенков, от очень светлого, беленого, до темного, мореного. Или распространенная в Европе вишня с розоватой древесиной. А может быть и орех, цвет и текстура которого зависит от места его произрастания: орех бывает европейский, американский и бразильский. Клен – одна из самых распространенных пород (европейский, американский или канадский), он имеет несколько оттенков от бело-кремового до бежевого. Есть еще экзотические сорта: почти черное дерево венге, разновидность «красного» дерева – махагон, или дорогой африканский палисандр.

В любом случае, покупая шкаф, отделанный шпоном, обратите внимание, как расположен рисунок древесины. Он должен быть симметричным на дверцах или ящиках шкафа.

Более дешевая мебель изготавливается из ламинированных (МДФ) или древесно-стружечных (ДСП) панелей, покрытых пленкой, имитирующей древесину соответствующих пород. У мебели из МДФ или ДСП торцы и углы панелей должны быть тщательно заделаны, не иметь сколов.

Если вы выбрали шкаф, покрытый лаком, внимательно осмотрите канты и ребра: они должны быть аккуратно и качественно обработаны. То же самое требование предъявляется и к фасадам, отделанным, помимо дерева, другими материалами, например, алюминием. Стыки разных материалов должны быть выполнены безупречно.

В современных интерьерах часто используются шкафы, дверцы которых сделаны из стекла, оправленного в рамку из металла, пластика или древесины. Стоит обратить внимание, насколько прочно используемое стекло. А если металл или пластик имеет покрытие, то следует поинтересоваться его долговечностью и качеством нанесения.

Конструкции современных шкафов очень разнообразны. Они, как правило, имеют раздвижные дверцы, за счет чего экономят пространство. А возможен вариант, когда, есть только одна дверца, которая скользит вдоль фасада шкафа, открывая по очереди ту или иную его часть.

Шкаф в вашем доме может быть разным: от лаконичного книжного, напоминающего стеллаж, до экзотического, расписанного с восточной тщательностью. Главное, чтобы он вам нравился и удачно дополнял ваш интерьер.

Утварь домашняя

Именно так «Толковый словарь» Даля определяет стол. При этом указывается, что само слово «стол» происходит от глагола «стлать». У древнеславянских народов все настилы (пол, потолок и полати) назывались «стель» или «столь», а мастера по дереву – столяры.

На Руси слово «стол» имело несколько значений. Помимо самого предмета мебели, это было еще и угощение, лежащее на нем. А поскольку накормить гостей считалось прямой и непреложной обязанностью хозяев, то на столе всегда лежал ржаной хлеб – «столовик» – для угощения странников. В ранних славянских летописях выражение «сидеть на столе» означало княжить в данной области, отсюда пошли слова «престол» и «столица».

Стол присутствовал и в самой бедной избе. Даже там, где кровати были роскошью, а спали на лавках или печи, он обязательно стоял в центре горницы. За всю долгую историю своего существования стол «размножился» на большое количество разных по назначению и конструкции вариантов: обеденный, письменный, подзеркальный, игорный, туалетный, чайный, рабочий (портняжный, разделочный и т. д.). Теперь столы бывают еще журнальными и компьютерными, коктейльными и сервировочными. Трудно перечислить все возможные варианты столов и столиков.

Конструктивно стол делится на столешницу и ножки. Причем ножек может быть произвольное количество: от одной до множества, как, например, в дизайнерских моделях, у которых стеклянная столешница стоит на множестве цветных ножек-спагетти из пластика.

Деревянные столы имеют еще и подстолье – раму, на которую ножки крепятся, иногда с выдвижными ящиками. В старину столы обычно делали из дерева. Только римляне использовали для столешниц мрамор, а ножки делали из бронзы или в виде скульптур, тоже мраморных. В нашей стране для производства корпусной мебели и столов традиционно используют следующие породы древесины: хвойные (сосна, ель), лиственные (дуб, ясень, береза, бук) и фруктовые (вишня, груша, яблоня). Для придания древесины прочности ее специальным образом обрабатывают и тонируют, а затем покрывают защитными материалами: маслом, воском, текстурными красками или лаком. Текстурные краски образуют на поверхности тонкую пленку, сквозь которую видна структура дерева. С помощью такой краски можно имитировать цвет практически любой древесины.

Мода на древесные породы переменчива. Так в начале XIX века были популярны светлые тона дерева, например, карельская береза. А сейчас – на первом месте по популярности стоит венге, за ним – палисандр и эбеновое дерево. Причем даже фанеровка шпоном этих пород – довольно дорогое удовольствие, поэтому «под экзотику» часто тонируют недорогое дерево. Например, венге «делают» из дуба, потому что они схожи по текстуре.

Таким образом, современные технологии обработки и покраски дают возможность из «столишки соснового», как в старину пренебрежительно называли мебель из этой дешевой древесины, сделать роскошный стол редкой породы.

Рисунки. Различные стили мебели для спальни и гостиной

В классических интерьерах или в актуальном сейчас стиле модерн качество и текстура древесины мебели очень важны. Столы и небольшие столики, выполненные в соответствии с требованиями стиля, должны иметь тонкие изящные ножки, а дерево – благородный цвет и рисунок.

Но облагородить текстуру даже самого простого дерева можно не только с помощью краски, а, например, дополнив древесину стеклянными или металлическими поверхностями, и тогда стол будет выглядеть намного интереснее.

Невысокие столики из темного дерева разных форм пришли в наши дома с Востока, где люди сидят преимущественно на полу на циновках и не нуждаются в высокой мебели. Такие модели, сначала бывшие экзотикой, прижились в наших домах с ростом популярности минимализма. С простой по форме светлой мягкой мебелью они образуют очень гармоничные сочетания.

Для минималистских интерьеров или хай-тека подойдет и стол-этажерка строгой конструкции с металлическим корпусом. Его стеклянная полка может переставляться на разную высоту.

Любителям этих же стилей понравятся столики с зеркальной поверхностью и черным металлическим каркасом. Их важным преимуществом является компактность: вдвигаясь один под другой, в «собранном» виде они занимают совсем немного места.

Такие же «вставляющиеся» столики, но имеющие обтянутую кожей столешницу придутся по вкусу почитателям антиквариата и исторических стилей. Медные шляпки гвоздей, резная рама столешницы и кованые, как будто на старинной наковальне ножки – все это навевает воспоминания об охотничьих замках или старинных поместьях. Тем более, если, в центре столешницы расположен тисненый на коже герб владельца.

Дворцовые интерьеры напоминает и зеркальная консоль на высоких ножках. Так назывались узкие столики, приставляемые к стене. Использовались они в будуарах и кабинетах, могли иметь выдвижные ящички и полки для хранения мелких предметов, например, принадлежностей для письма.

Коктейльные столики появились относительно недавно. Их предшественники, чайные столики, были когда-то обычными небольшими деревянными столами, покрытыми вязаной или вышитой скатертью. А теперь небольшие столики для коктейля, наоборот, должны быть достаточно декоративны: они служат украшением комнаты, на них обращают внимание гости. Коктейльный столик может быть выполнен из черненого металла, иметь ажурную форму и отделку из тонких полосок бронзы.

Очень нарядно выглядит набор из трех столиков, тоже принадлежащих к коктейльным, отделанных перламутровой инкрустацией. Остальная обстановка комнаты может быть достаточно простой и даже скромной, но столики все равно придают комнате парадный и необычный вид. А сочетание европейской мягкой мебели и восточных сложных орнаментов создает живописную гармонию.

Любителям «оригинального жанра» можно посоветовать украсить свой дом стеклянным столиком, который вместо ножек имеет нарочито разлапистые крупные колеса. Или столиком, выполненным в виде половинки крупного кокосового ореха с мозаичной столешницей. Эти необычные вещи придадут вашему интерьеру индивидуальность.