Блог о строительстве и ремонте

Делимся опытом и секретами мастерства

Применяя современные приемы планировки и зонирования помещений, сложно обойтись одной люстрой, как это было принято в нашей стране на протяжении десятков лет. Появляются новые осветительные приборы, современные технические способы, позволяющие решать эти задачи. Один из таких способов — это точечные потолочные светильники, которые устанавливают только на подвесном потолке, то есть ввинчивают в потолочные панели.

Точечные потолочные устройства делятся на светильники под лампы накаливания и под галогенные лампы.

Точечные приборы больше по размеру, чем «галогенки». Они устроены как обычные лампы накаливания, только в них используются не простые, а зеркально-матовые колбы. Часть колбы, покрытая зеркальным слоем, защищает конструкцию от перегрева. При этом другая часть колбы остается матовой и от нее распространяется равномерный, рассеянный свет. Она не перегорает очень долго — 600–1000 часов.

Точечные светильники с галогенными лампами накаливания отличаются гораздо меньшим размером стеклянной колбочки и внутренним наполнением. Из простой лампы удален воздух и вольфрамовая нить находится в вакууме. У «галогенки» же нить накаливания помещена в колбу, заполненную смесью инертного газа с галогенами (обычно это йод или бром).

Такие светильники имеют одно неоспоримое достоинство: при их монтаже подвесной потолок опускается всего на 3,5–6 см. Понятно, что их гораздо удобнее и выгоднее применять в помещениях с невысокими потолками. Если «галогенки» качественные и вы будете обращаться с ними, соблюдая рекомендации, то они прослужат еще дольше, чем обычные лампы накаливания — от 2000 до 4000 часов. Значит, вам можно не беспокоиться о замене почти десять лет! Правда, это относится только в продукции следующих фирм: немецкой «Осрам» (Osram) или американской «Дженерал Электрик» (General Electric).

Точечные светильники обойдутся дороже. В том смысле, что первая закупка и установка будет стоить больших денег. Зато потом уже не будет ни забот, ни хлопот.

Кроме того, галогенные лампочки дают направленный световой пучок, и вы можете выбрать ее с углом рассеивания от 8 до 60°. Такая узкая направленность особенно хороша, если вам надо более ярко осветить какой-нибудь отдельный предмет вашего интерьера.

«Галогенки» рассчитаны на 220 и 12 вольт. Срок службы первых — 2000 часов, вторых — 4000.

Точечные потолочные светильники бывают поворотные и неповоротные. В поворотных внешняя часть арматуры подвижная. За счет этого можно направить световой поток в необходимом вам направлении. А неповоротные модели крепко закреплены в потолке и, следовательно, освещают целенаправленно один и тот же участок.

В светотехнике существует показатель защиты — IP, состоящий из двух цифр, которые показывают защиту от проникновения твердых частиц внутрь конструкции и защищенность от влаги. Чем они выше, тем лучше защита от пыли и брызг воды.

Где лучше устанавливать точечные потолочные светильники? Специалисты считают, что они не предназначены для освещения больших помещений. Но при этом их нередко там используют и не без успеха. Дизайнер поможет скомбинировать обычные люстры (как основной источник света) с точечными светильниками (как дополнительное освещение).

Как правило, корпус точечных изготавливается из металла, стекла, латуни и термопластика. Особый шарм придают специальные покрытия — полированная или матовая латунь, матовый или черный хром, бронза. На нашем рынке есть светильники с корпусом самых невероятных цветов. Любителям замысловатых форм фирмы предлагают ввинтить в потолок конструкции с плафонами в виде спиральки, треугольника или даже сосульки. Естественно, чем замысловатее конструкция, тем выше цена.

Когда говорят о точечных светильниках, чаще имеют в виду потолочные. Но они бывают разного назначения: для встраивания в мебель, стены, лестничные пролеты, арочные проемы, даже в пол. При желании можно подсветить воду в домашнем бассейне. Но это уже, как говорится, другая история. Таких решений у профессионалов множество.

Современные «Световые объекты»

В развитии дизайна светильников в последнее время можно выделить несколько тенденций. Во-первых, по-прежнему популярны традиционные, ставшие уже респектабельной классикой модели; а во-вторых, в создании новых моделей все чаще используются фантастические мотивы.

В минималистских интерьерах на первом плане стоит функциональность лампы. Такие светильники отличают вытянутые пропорции, небольшие малозаметные абажуры и привычные материалы — хромированный металл, алюминий, для абажуров — хлопок и опаловое стекло.

Светильником сегодня может стать и хитросплетение никелированных проводов и даже обычных веток дерева со спрятанными лампочками.

Еще одна дизайнерская идея — плафон в форме капли с подвеской. Плафон муранского стекла из Венеции необыкновенно красив сам по себе, а подвеска в виде кисточки делает его отдаленно похожим на китайский фонарик.

И хрустальная классика по-прежнему актуальна. Но современные светильники не являются доскональным воспроизведением антикварных люстр. Они разработаны дизайнерами с учетом сегодняшних технологий и законов классического стиля, главная особенность которого — роскошное сочетание изящных форм люстр и искрящегося света, преломленного многочисленными гранями хрусталя.

В дизайне люстры может быть использован принцип перевернутых рожков и подвесок. Такая люстра напоминает сверкающий каскад воды.

Необычный потолочный светильник был сделан мастерами из Мурано. Цветной хрусталь сочетается в нем с позолоченной бронзой. Несимметричность формы, витые стебли, ажурные листья и прозрачные, как будто налитые соком, хрустальные ягоды — все это создает впечатление легкости и изящества.

Светильник в виде канделябра со свечами является ярким примером сочетания форм века XVIII с технологиями XXI. В нем для полной имитации «свечного» света электромагнитный импульс заставляет лампочку мерцать каждые 20 секунд, создавая эффект живого пламени.

В современных классических интерьерах благородная простота форм сочетается с красотой натуральных материалов: дерева, дорогой кожи, бронзовой фурнитуры, мрамора или стекла. Часто абажуры делают из тайвека — материала, похожего на бумагу и пластик одновременно. Из него, как из бумаги, можно вырезать любые фигурки и орнаменты. Однако в отличие от пластика он не рвется и не плавится.

А можно вообще отказаться от лампочки — надо только заполнить стеклянный абажур или тонкую трубку светящимся в темноте природным газом. Такой нежный и на вид хрупкий светильник, не только дает необычный рассеянный свет, но и является оригинальной деталью декора в интерьере.

Теперь существуют лампы, которым не нужен даже выключатель. Они могут включаться и выключаться, менять окраску за счет встроенных цветных фильтров, раскрываться и закрываться, как лепестки цветка, реагируя на прикосновение.

Другие светильники как будто повисают в воздухе, маскируя провода, создают световые стены из направленных потоков света, которыми можно зонировать пространство. Когда-то свет к своей утилитарной функции освещения добавил декоративную составляющую, теперь же с его помощью можно моделировать пространство. Надо заметить, что это делается довольно успешно.

Странными формами и расположением светильников теперь уже никого не удивишь. Следующим логическим шагом в развитии станет, скорее всего, использование оптического волокна и автономных миниатюрных источников энергии. Тогда лампочки смогут «плавать» в воздухе, а управление светом будет происходить дистанционно.

Подождем и увидим, какие еще сюрпризы преподнесут нам новые технологии.