Дизайн и интерьер квартиры

Чего стоит придерживаться

Старайтесь в окончательном облике своей квартиры удержать яркие и радостные цвета, легкие соотношения предметов. Пусть ваш дом каждый раз встречает вас радостью, теплом и уютом. Начиная новый день в атмосфере светлых тонов и чистых линий, вы проносите это ощущение в себе до самого вечера. Оно сообщит вам дополнительные силы и новые возможности. Не забывайте, вы творите свое здоровье, настроение и жизнь собственными руками!

Известно, что цвет влияет на настроение человека сильнее, чем форма. Давно доказано успокаивающее действие светлых, мягких, теплых тонов. Большинство современных интерьеров решено именно в этой гамме. Однако слишком спокойное цветовое окружение может раздражать однообразием не меньше, чем контрасты. Современные дизайнеры предлагают сочетать легкость колорита с цветовыми акцентами. Это яркие цвета – розовые, салатно-зеленые, нежно-фиолетовые, желтые. Причем такая гамма предлагается не для стен и пола, а для мебели. Создается впечатление того, что веселые люди окунули кисти в краски и раскрасили всю комнату. Такое сочетание подпитывает живущих в ней радостью и покоем.

1. Идеи для не просторных квартир

Универсальных советов, как сделать свою более квартиру уютной и удобной для жизни не существует. Это потому, что под комфортом и уютом, каждый подразумевает свое: кто-то мечтает о просторном светлом пространстве, в котором минимум деталей, а глаз отдыхает на ровных светлых стенах, а для кого-то самая лучшая обстановка – мебель из детства, и чем ее больше сохранилось, тем лучше. Кому-то хочется создать у себя в городской квартире почти деревенский дом, а кто-то мечтает о жилье из будущего, похожем на межпланетную станцию.

Только хозяева могут знать, как должна выглядеть их квартира, чтобы они любили ее. Ведь главное, для того, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно в жизни – это иметь теплый и любимый дом, и помнить, что он всегда готов принять вас в свои стены и согреть вашу душу.

А это ощущение дома не зависит от его размеров. Даже самое маленькое жилье может быть красивым, уютным и любимым, если не относится к нему, как к временному пристанищу, а продумать в нем каждую мелочь, практически каждый угол. Итак, если вы – любитель больших пространств и воздуха, а количество квадратных метров не позволяет вам добиться полномасштабного простора – обратитесь к опыту японцев. Их интерьеры тщательно продуманы: минимум невысокой мебели, подиумы, куда прячутся вещи, светлые стены и пол. А еще очень важно – «открыть» окна: снимите шторы, особенно тяжелые и темные. Их можно заменить светлыми жалюзи из ткани или полупрозрачными ролл-шторами. Тогда пространство за окном станет частью вашего интерьера.

Но не стоит слишком увлекаться, создавая простор любой ценой. Модное в недавнем прошлом открытое пространство, как оказалось, имеет и оборотную сторону. Многие любители простора, сносившие перегородки, объединявшие гостиную с прихожей и кухней, впоследствии были разочарованы. Во-первых, создавалось ощущение, что живешь в прихожей, почти на лестничной клетке, а во-вторых – в такой квартире совершенно негде было уединиться: просто отдохнуть в кресле, чтобы тебя никто не видел и ты не видел окружающих. Оказалось, и психологи это подтверждают, что человеку очень важно иногда побыть в одиночестве.

Тот же совет можно отнести и к идее расширить пространство малогабаритной двухкомнатной квартиры за счет объединения комнат. Это распространенная иллюзия, что из двух небольших комнат получается одна просторная. На самом деле объединенное пространство получается все-таки ущербным и неудобным. Даже если теперь вы живете в одиночестве, стоит хорошо подумать, прежде чем из двух комнат делать одну. Обстоятельства могут измениться, и тогда придется большую комнату перегораживать на зоны ширмами и раздвижными перегородками.

Увеличение пространства за счет перегородок

Вообще, ощущение большой площади жилья очень субъективно. Французы, например, считают, что ощущение большого дома как раз и возникает, когда в нем много маленьких помещений.

Основной фактор, создающий тесноту в малогабаритной квартире – проблема хранения вещей. А ее можно решить двумя путями: во-первых, избавиться от всего лишнего, и, во-вторых, рационально использовать каждый квадратный метр площади.

В маленькой квартире даже небольшой избыток мебели и вещей создает ощущение захламленности, поэтому не жалейте вещи, которыми не пользуетесь длительное время – избавляйтесь от них. А все необходимое разместите в кладовках или гардеробных. Даже в самой маленькой квартире, хорошо подумав, можно организовать гардеробную комнату в виде стенного шкафа от пола до потолка. Полноценная гардеробная может получиться из шкафа глубиной всего в один метр. И уж ни в коем случае не стоит ликвидировать имеющиеся в доме кладовки: простора это вам не прибавит, а хранилищ для вещей станет меньше.

Можно, проявив фантазию, создать новые «вещевые хранилища». Например, за высоким изголовьем кровати, если его слегка отодвинуть от стены. Или сделать выдвижные ящики под кроватью, куда можно складывать вещи, используемые редко. А можно поставить кровать или диван на подиум и тоже оснастить его выдвижными ящиками. Кстати, японцы под полом своих жилищ хранят множество разнообразных предметов. У них даже существует продуманная и удобная система передвижных ящиков, которые двигаются под полом по специальным полозьям.

И еще, подумайте, насколько рационально у вас используются комнаты. Ведь не обязательно из самой большой традиционно делать гостиную, особенно, если она чаще всего выполняет представительские функции. Может, стоит сделать из большой комнаты спальню, совместив ее с кабинетом. Или увеличить кухню-столовую – ведь и в ней можно принимать гостей, а тем более собираться всей семьей по вечерам. Возможно, тогда гостиная будет не нужна вовсе.

Малогабаритная квартира невелика во всем, и высота потолка у нее оставляет желать лучшего. Поэтому, чтобы потолок стал визуально выше, его делают светлее стен, а потолочные светильники выбирают плоские, как бы «прижатые» к потолку. А можно вообще отказаться от потолочного света и использовать локальное освещение.

Проблема правильного распределения источников света в небольших комнатах играет очень важную роль, ведь с помощью света можно моделировать пространство. Используя напольные светильники, точечные, вмонтированные в мебель, подсвеченные стенные ниши или стеллажи, можно изменять освещение комнаты. При этом всякий раз будет меняться и восприятие ее обстановки, а в результате вы получите «многовариантный» интерьер. Мебель в маленьких помещениях тоже должна быть своеобразной. Вместо громоздкого книжного шкафа, например, лучше использовать стеллажи или навесные, длинные полки. Лучше, если они будут открытыми, это создаст иллюзию незаполненного пространства. Но если вы хотите закрыть все полки или стеллажи, для этого стоит воспользоваться матовым полупрозрачным стеклом, оно не перегружает пространство.

Целесообразно использовать всевозможные этажерки или компактные мебельные модули, например, под бытовую техник. Их можно втиснуть в любой простенок или угол.

Комоды тоже рациональнее, чем вместительные шкафы. Помимо того, что они «освобождают» стены, пространство внутри неглубоких комодов используется полностью, в то время как в шкафу с полками – всего наполовину, да и вещи доставить из выдвижного ящика комода намного удобнее, чем с полки шкафа.

Можно использовать разные уровни, например, под потолком, повесив туда полки. Если такие полки с коробками для вещей повесить в детской вдоль стен, то можно разгрузить пространство, где ребенок занимается или играет. Полки станут даже элементом декора, если их покрасить в яркие, контрастные тона. Главное, хорошо их закрепить на стене.

Цветовые сочетания в небольших квартирах не обязательно должны быть уныло-пастельными. Можно сделать одну или две стены яркими, привлекающими взгляд или повесить на одну из стен яркую большую картину или плакат. Большие предметы не обязательно скрадывают пространство, главное, что в небольших помещениях таких предметов должно быть один-два.

Итак, в маленьких квартирах вполне возможно избежать беспорядка и тесноты. Более того, применив фантазию и аналитические способности, можно организовать комфортное и красивое жилое пространство.

2. Дом непохожий на другие

Каждый сезон несет с собой как новые силуэты в одежде, новые актуальные расцветки тканей, так и новые коллекции столового и постельного белья, штор. На пике популярности то натуральные природные материалы, то материалы созданные искусственно с помощью новых технологий. Они имитируют уже имеющиеся, придавая им новые свойства. Так, материал, по внешнему виду похожий на стекло, оказывается вдруг на поверку мягким пластиком, чуть ли не тканью, и, наоборот, мягкая, почти ворсистая хлопковая ткань – оказывается, и не ткань вовсе, а негорючая пластмасса, из которой вырезаются абажуры для светильников. Тончайшая и непрочная марля вдруг начинает прекрасно держать форму, а большие поверхности сложно закрученных из нее украшений-светильников при ближайшем рассмотрении оказываются тонким и прочным пластиком.

Во все времена люди стремятся совершенствовать свое жилище, придумывают и используют новые формы мебели, декоративных аксессуаров. И все это для того, чтобы обустроить свой дом лучше, сделать его непохожим на другие. Каждый человек, обустраивая свой дом, руководствуется собственной фантазией и вкусом, а так же собственными понятиями о красоте, которые не всегда совпадают с общепринятыми представлениями. И часто получается так, что дом, казалось бы декорированный оригинально и смело, как-то не производит должного впечатления. В этом случае стоит все-таки обратиться за советом к профессиональному дизайнеру. Специалист подскажет, что необходимо изменить, чтобы ваш авторский замысел стал безупречен и производил именно то впечатление, которого вы добивались.

Интересным, но пока все еще не часто используемым украшением интерьера может стать скульптура, тем более, авторская. А если вы приобретете работу известного мастера, то тем более не прогадаете: она не только сделает ваш интерьер незабываемым, но и станет прекрасным вложением средств, так как стоимость талантливых произведений искусства растет с годами.

Такая работа скульптора будет прекрасно выглядеть в современном классическом интерьере и станет цветовым акцентом в лаконичной минималистской обстановке. Даже хай-тек, с его любовью к новым материалам, оценит необычный полупрозрачный, как бы светящийся изнутри пластик и мягкие гармоничные формы.

Но если тот же женский торс выполнить из другого материала, из медного сплава, и придать ему более абстрактную форму, то его можно будет использовать как декоративное дополнение монохромного интерьера, собранного, например, из вещей, как будто сохранившихся от бабушки.

Интерьер в стиле «Винтаж»

Этот популярный сейчас стиль «винтаж», когда каждая вещь в интерьере имеет свою историю, появился совсем недавно, но уже приобрел достаточно поклонников.Вам досталась от бабушки вышивка, когда-то давно в рамке висевшая у нее на стене? Конечно, выбросить ее «рука не поднимается». Она дорога вам как память о детстве, вы еще помните то время, когда засыпали, глядя на нее, а бабушка читала вам сказки. Но можно попытаться найти ей место в современной обстановке, сделав из нее оригинальное украшение. Для этого надо освободить полотно из рамы и повесить на бронзовый карниз для штор, украсив кистями тоже под цвет бронзы. Подобные полотна, тканые или вышитые, висели в каминных залах средневековых замков, а ваш «гобелен» вполне сможет украсить столовую загородного дома. Светильники, чтобы они не «выпали» из охотничьей темы, можно заказать в виде старинных подсвечников, сделанных из рогов.

Произведения живописи, как и скульптура,– прекрасное украшение дома. Но предположим, вам не досталось в наследство раритетное произведение живописи, а купить его самим не позволяет финансовое состояние. Что ж, украсьте квартиру печатной репродукцией. И в этом случае есть варианты. Можно перевести любимое полотно на ткань на заказ и красиво укрепить его на стене. Для этого не обязательно использовать раму. Можно применить карниз, а сверху укрепить изящную кованую решетку.

Если ваш интерьер оформлен в классическом стиле, такое полотно на стене станет замечательным его дополнением. Но если обстановка вашего дома выполнена в этническом стиле или стиле хай-тек, вам больше подойдет другой вариант. На ткань переводится яркая фотография или ее часть (например, изображающая часть листа тропического растения), а затем ткань натягивается на подрамник. Сама рама в этом случае совершенно не обязательна.

На стену у бара в собственном кабинете или в столовой загородного дома можно также повесить натянутые на подрамники старые плакаты с рекламой вина, оливок и других закусок. Их лучше оформить в рамки, так как бумага рекламных плакатов не очень высокого качества и может рваться по краям.

Еще один вариант настенного украшения, когда-то очень модный, но забытый в наши дни, вновь может стать оригинальной деталью вашего интерьера. Мало кто помнит сейчас, как в первой половине прошлого века на стенах висели тарелки с фотографиями – портретами хозяев дома и их родственников. Потом они исчезли и совершенно оправданно, так как эти раскрашенные вручную фото были в большинстве своем безвкусными произведениями. Но представьте, что на таких тарелках помещены изображения, выполненные с работ современных модных фотографов и ситуация совершенно изменится – тарелка станет произведением искусства. Причем в зависимости от изображения на фото она сможет вписаться в большинство интерьерных стилей.

Оказывается, своеобразным декоративным аксессуаром может служить и обыкновенный кожаный чемодан.

Когда-то давно эту привычку – хранить в спальне свой багаж – ввели первые европейские колонизаторы. Как это обычно бывает, со временем необходимость перешла в моду. И вот уже в европейских спальнях в изножье кроватей появляются кожаные кофры и чемоданы. В них, конечно, уже ничего не хранят, но, плетеные или кожаные, они все же создают определенный стиль.Хотите удивить гостей оригинальной деталью прямо с порога? Тогда вам стоит положить перед входной дверью, например, яркий коврик с рекламой вина.

3. Колониальный стиль

Само слово «колониальный» происходит от латинского слова «colonus» – колон. Так называли древнеримских поселенцев и арендаторов земли обычно на окраинах империи, в провинции.

Колониальный стиль в интерьере возник в эпоху морских экспедиций, открытия и завоевания новых земель, когда Британия, Франция, Голландия, Испания расширяли свои собственные владения за счет присоединения новых территорий. Эта эпоха характеризовалась взаимопроникновением культур: европейцы принесли на «туземные» территории свою культуру и позаимствовали у местного населения некоторые особенности их образа жизни, устройства жилищ и их внутреннего убранства.

Колонизаторы строили на завоеванных территориях новые города с европейской архитектурой, католические соборы, корабельные порты и крепости. С другой стороны, туземный быт, вначале воспринимавшийся европейцами как экзотика, оказался во многом оправдан из-за климатических особенностей завоеванных территорий. А поскольку территориями надо было управлять, в новых землях появились целые европейские поселения, быт которых представлял собой смесь привычных европейских правил и местных традиций. В первую очередь это коснулось архитектуры жилых строений и их внутреннего убранства.

Процесс колонизации территорий Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIX столетия. Примерно тогда же в Европе становится популярным иметь в доме некоторое количество экзотических предметов, вывезенных из тропических стран.Значительную лепту в популяризацию колониального стиля внесла Англия в викторианскую эпоху. В тот период колонии приносили Британии огромные доходы. А служба в колониальных владениях становилась все более престижным и доходным делом для молодых англичан. Колонизаторы обустраивались там семьями, с комфортом и роскошью, на долгие годы. Они привыкали к местной экзотике, находя ее удобной для жизни в жарком и сухом климате, так не похожем на климат их туманной родины.

Интерьер в колониальном стиле

В самой метрополии в это время в моду все больше входила колониальная экзотика. Появились даже постройки в «колониальном» духе. А уж жилые интерьеры стремительно заполнялись привозимыми из-за моря предметами. В результате мода на колониальную экзотику сделала британские интерьеры эклектичными. Резная индийская мебель могла в них соседствовать с инкрустированной марокканской, а японские ширмы – с африканскими масками. Эклектичность интерьеров традиционного английского дома – общеизвестный факт. Но вещи, десятилетиями уживаясь, друг с другом, создали новую гармонию. Их противоречия постепенно сгладились и образовали новый стиль – «английского коттеджа».

В наше время колониальный стиль в интерьере вновь обретает популярность. В моде эклектика, творческое совмещение подчас несовместимых предметов, в результате которого создается оригинальное и очень декоративное оформление жилого пространства. Кроме того, в наши дни колониальные элементы декора сочетаются с современными отделочными материалами и техникой.

Прежде всего, для традиционного колониального стиля характерна сориентированная вокруг гостиной планировка. Насыщенное воздухом свободное пространство разделяется на зоны условно, с помощью разных уровней пола или потолка, плетеных ширм, раздвижных перегородок, экранов из ткани или колонн.

Отделка лаконична: белые стены, фактура которых напоминает грубую штукатурку, потрескавшуюся глину или покрытый побелкой камень. Пол можно выложен керамической плиткой или природным камнем или покрыт выбеленными, как будто под солнцем, досками.

Вообще, при создании колониальных интерьеров следует использовать природные материалы – дерево, глину, бронзу, кожу, керамику. Цветовая гамма тоже должна соответствовать природным оттенкам: охра, золото, терракота, цвет старого дерева или оливковый.

Мебель из ротанга

Мебель, как правило, имеет простую, лаконичную форму. В основном она выполнена из вручную обработанного дерева, потемневшего и потрескавшегося от времени, или сплетена из ротанга, бамбука, даже тростника. Много плетеных деталей – это еще одна примета колониального стиля. Даже в отделке деревянной мебели используются искусно сплетенные вставки. Но, как дань европейскому стремлению к комфорту, плетеная мебель имеет мягкие подушки со сменными чехлами. Обтягивающая их ткань, обычно, цвета натурального небеленого полотна или покрыта крупным растительным рисунком.

Пол, как правило, покрыт коврами, сплетенными из растительных волокон. А окна от яркого света закрывают бамбуковые жалюзи.

Для спасения от палящего солнца в тропическом климате используются ставни, в нашем же случае можно сделать их имитацию. Поскольку плетенка в любом проявлении – неотъемлемая часть этого стиля, можно использовать тонкие деревянные решетки или любые плетеные полотна, которые по краю оформляются в деревянную раму. Затем раму можно повесить на окно, закрыть ею батарею, сделать из нескольких рам ширму или подвесить на струну к потолку, получив мобильную перегородку.

Натянув между двух деревянных рам полупрозрачную ткань, можно сделать переносные экраны, которые закроют окна или разделят жилое пространство на зоны.

Создавая колониальный интерьер, стоит подумать еще об одной важной его части – тропических растениях, таких как пальмы или бананы. Разместить их лучше в емкостях из тоже традиционной для этого стиля терракоты.

Стильными аксессуарами в подобных интерьерах являются сундуки, кожаные и плетеные чемоданы, дорожные корзины и саквояжи. Они как бы олицетворяют «кочевую» жизнь своих давних хозяев – первых европейских поселенцев. В более позднее время, утратив «транспортные» функции, они превратились просто в удобное и декоративное хранилище вещей.

Веяния времени, новые технологии и материалы несколько видоизменили традиционные колониальные интерьеры. Плетеная из ротанга мебель теперь может быть покрыта белым лаком, что делает ее более легкой и изящной. В силуэтах мебели преобладают геометрические формы, появились деревянные каркасы и подлокотники – мебель стала более европейской. Бамбуковые жалюзи тоже ушли в прошлое, их сменил легкий и гигиеничный пластик. Но, по-прежнему, такие интерьеры легко узнать: они наполнены светом, воздухом. В них светлые натуральные ткани, плетеные ковры, кадки с пальмами по углам. А популярность их объясняется тем, что они уютны, экологичны и очень удобны для жизни.

4. Нестандартный декор

Как создать необычную обстановку? Казалось бы, сегодня существует такое разнообразие стилей, вариантов мебели, всевозможных рисунков и фактур текстиля для дома, такое количество аксессуаров, которые можно компоновать и расставлять по собственному вкусу, что удовлетворить можно любые желания и запросы. Однако всегда найдутся люди, которые хотят, чтобы в их доме было что-то оригинальное, запоминающееся, придающее жилищу индивидуальность. Очень часто это люди, от природы наделенные фантазией, неординарные личности, стремящиеся продемонстрировать свою неординарность. Ничего предосудительного в этом стремлении нет. Более того, если бы все создавали интерьер своего дома по определенному образцу, жить, наверное, было бы скучновато. Период типового жилья с типовой обстановкой и мебелью, слава Богу, уходят в прошлое. Наши дети уже с трудом верят в «иронию судьбы», знакомую всем нам по известному советскому кинофильму. Помните? Герой этого кинофильма, попав в чужую квартиру в чужом городе, поначалу принимал ее за свою. И причиной этого недоразумения было как раз типовое жилье с типовыми интерьерами.

Итак, рассмотрим несколько необычных вариантов декоративного оформления жилья для любителей нестандартных решений.

Мало кому придет в голову сделать из обыкновенного деревянного манекена скульптуру, например, «Венеру Милосскую». Ведь это, скажете вы, истинное произведение искусства, доступное лишь фантазии гения! С одной стороны, скульптура сразу бросается в глаза и запоминается, с другой – заставляет приглядеться к ней повнимательнее, рассмотреть тонкий орнамент, как бы создающий ее «одежду».

Такое произведение искусства требует и соответствующего окружения. Оно становится своего рода образующей интерьер деталью. Сюда подойдут мягкая мебель с подлокотниками из дерева, вышитые подушки в той же цветовой гамме, ковер с замысловатым рисунком, не забудьте и золотистую картину на стену. Все это вместе создает обстановку в антикварном стиле с оттенком богемности. Ваш дом преобразится в жилище французского художника начала прошлого века.

Можно, конечно, и самим попробовать раскрасить манекен из пластика кислотными (резкого, почти флюоресцирущего оттенка) цветами, став на некоторое время модельером одежды или художником по ткани. Такое «художественное произведение» может украсить эпатажный интерьер комнаты для тинэйджера или стать сочным контрастным пятном в спальне, если остальное окружение из мебели и тканей соответствуют оригинальному и смелому декору созданного вами «цветочного манекена».

Ярким дополнением вашего интерьера могут стать, к примеру, модели самолетов или парусников. В этом случае ваше хобби по сбору моделей может удачно способствовать украшению обстановки кабинета, библиотеки или других комнат. Следует только помнить, что слишком большое количество таких украшений превращают дом в музей или секцию кружка авиамоделистов.

А можно устроить дома инсталляцию. И в этом случае есть где разгуляться фантазии.

Этот художественный замысел вполне можно осуществить из подручных средств, предположим, из пластика или оргстекла, пластины которого крепятся на каркас-основание куба из легких, например, алюминиевых уголков. Казалось бы, ничего особенного: три больших кубика, раскрашенных «под зебру» устанавливаются друг на друга. А как авангардно эта конструкция будет смотреться на фоне даже самого обычного интерьера! Кстати, можно подобрать и другую раскраску, в соответствии с цветовой гаммой вашей обстановки. Такая инсталляция украсит пустующий угол в квартире молодоженов. А если кубики сделать из яркого пластика, она станет оригинальным элементом интерьера детской.

Этот вариант украшения жилья подойдет и тем, кому хочется внести в обстановку некий художественный элемент, но на настоящее произведение именитого мастера средств не хватает. И не надо стесняться вещей, сделанных своими руками. Было время, когда практически все украшения в доме и одежду, мы делали сами и даже гордились этим. А потом подобные «самоделки» стали символом бедности, которую принято скрывать. Но ведь все произведения искусства, даже самые известные, создаются вручную. А купленная в художественном салоне вещь может быть совсем не лучше сделанной вами самостоятельно. Тем более что подобрать краски под уже существующий интерьер бывает значительно проще, чем найти готовую вещь нужного колорита.

Теперь несколько вариантов украшений для любителей изящного. Вам наверняка понравится ажурная металлическая вставка, укрепленная в проеме двери. Неброская, с нежным растительным узором кованая деталь из матовой бронзы расскажет о хорошем художественном вкусе хозяев.

Похожее впечатление оставит и трио кукол на подставках. Это украшение займет достойное место на комоде в спальне или гостиной. Нарядные куклы, похожие на устремленные вверх тонкие свечки, приносят в интерьер ноту нежности, незащищенности и хрупкости.

Удачным и роскошным декором может служить и штора на окне, если она не совсем обычна. Например, большой палантин или покрывало из тонкого шелка, расшитые или разрисованные тончайшим орнаментом в восточном стиле. На фоне сочного тона стены эта импровизированная гардина выигрывает еще больше. Представьте, что ее нет или на ее месте висит просто качественная, но однотонная ткань – и роскошный интерьер превратится в добротный, но обыкновенный. Есть вещи в обстановке, которые, как хрустальные туфли Золушки, преобразуют обычное пространство в шедевр.

Не бойтесь экспериментировать, и, кто знает, возможно, вам удастся создать с помощью нетрадиционных декораторских приемов нечто особенное. Во всяком случае, яркая индивидуальность вашему дому будет обеспечена.

5. Скульптура и инсталляция в интерьере

Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников скульптура была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника. Декоративная скульптура послевоенной эпохи соцреализма была небольшой по размерам и примитивной по содержанию: выбирать приходилось между бюстами вождей и великих писателей или уже упомянутыми слониками.

Стоит ли говорить, что «продвинутая» интеллигенция выбирала писателей (желательно прогрессивных), партийные работники предпочитали маленьких идолов-вождей, а вся остальная часть населения – слоников. К разряду этих же незамысловатых украшений дома относились и целующиеся голубки, танцующие балерины или пионеры-горнисты, в массовом порядке производимые советскими фарфоровыми заводами с одобрения Министерства культуры.

Ситуация стала меняться в «оттепельные», шестидесятые годы. И когда на Западе бушевала битломания, по паркам и бульварам мегаполисов на траве сидели длинноволосые хиппи, а лучшим украшением модного дома был портрет Мерилин Монро в «кислотных» тонах, у нас тоже появились нетрадиционные изделия «декоративно-прикладного искусства». Особой популярностью в то время пользовались вручную обработанная керамика и цветное стекло. В моду также входило народное творчество, как возвращение к культуре предков: резная богородская игрушка, изделия Гжели, каслинское литье.

Эти изделия были, как правило, небольшими по размеру. Не потому, что наши соотечественники не любили крупные декоративные украшения, а потому, что их попросту некуда было ставить. У всей страны вызывала дружный смех сцена из популярного фильма восьмидесятых годов, в которой коллектив организации пытался подарить своему сотруднику бронзовую лошадь. Кроме смеха этот подарок вызывал и недоумение. Если бы такую бронзовую скульптурную группу подарили сейчас, юбиляр бы очень обрадовался. Это не только «весомый» с точки зрения стоимости подарок, но и прекрасное украшение для квартиры с классическим интерьером.

На самом деле очень важно, для какой обстановки приобретается даже небольшая фарфоровая фигурка, не говоря уже о крупных произведениях. Скульптура, как и живописные полотна, очень выразительное украшение, сразу бросающееся в глаза. И если по стилю она не соответствует жилому интерьеру, то внесет диссонанс и разрушит его целостность. Как в антикварный интерьер с дорогой мебелью в стиле барокко не поставишь матрешку, так и в интерьер «кантри» с плетеной мебелью и лоскутными покрывалами не впишется изящная женская головка из мрамора. И только поменяв их местами, можно создать в обстановке гармонию.

Антикварные интерьеры или воссозданные в наши дни по историческим образцам вообще не обходятся без скульптурных украшений. Без скульптуры в них как будто недостает индивидуальности. Даже живописные полотна не компенсируют полностью ее отсутствия. Дорогая бронза, тонкий фарфор, мрамор и полудрагоценные камни, резное дерево редких пород или их сочетания – вот материалы для создания скульптурных украшений в интерьерах классических стилей.

Абстрактные скульптурные работы стали создавать конструктивисты в начале прошлого века. Это были выражения мысли через ассоциации, а не через конкретные образы. Скульптура, даже декоративно-прикладная, должна была не столько радовать глаз, сколько будить чувства и мысли, иногда даже не совсем конкретные. И появились угловатые и членистоногие сооружения из колес, плоскостей, похожих на крыло самолета, жестких тросов или спиралей. Эти устремленные ввысь инсталляции должны были звать в прекрасное будущее, обеспеченное техническим прогрессом и полетом мысли свободных граждан.

Но в домашних интерьерах они почти не прижились. Современникам этих прогрессивных художников будущего были гораздо милей и понятней фарфоровые зверушки, танцовщицы или горнисты. Зато авангардные работы конструктивистов привели к появлению новых направлений в декоративной скульптуре: абстрактных форм и инсталляций.

И теперь в обстановке дома или квартиры никого не удивишь непонятным, имеющим явно декоративное значение предметом. Напольные, настенные и настольные абстрактные формы, выполненные из стекла, керамики, металла или дерева, удачно дополняют интерьеры современных стилей, например, минимализма или хай-тек. Только для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров понадобятся изделия из новых, необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм. И в этом случае сложность конструкции – не недостаток, а, скорее, достоинство.

С появлением квартир, в которых простор и обилие воздуха становятся характерной чертой, а открытые пространства за окном – частью интерьера, изменилось и отношение к домашней скульптуре. Такую квартиру могут украсить и величественные львы, созданные по типу египетских сфинксов. На роскошном фоне большого города и безграничного неба они будут выглядеть особенно внушительно.

Если вы не любитель крупных форм, а наоборот, вам нравится любоваться изящными и тщательно проработанными статуэтками из фарфора, бронзы или поделочных камней, вам стоит продумать их оптимальное размещение в интерьере. Потому что такие мелкие и хрупкие вещи не расставишь просто на открытых полках. Большое количество мелких предметов рождает ощущение беспорядка, а красота каждой вещи в отдельности при этом – теряется. Для хранения коллекций небольших скульптур стоит использовать специальные витрины, в которых каждое художественное изделие видно с разных сторон, а все вместе они образуют красивую, гармоничную композицию.

В инсталляции предметы, объединенные замыслом художника, соединяются между собой или просто ставятся рядом. Непревзойденными мастерами инсталляций являются жители Востока. Предметы в их работах не случайны и почти всегда имеют сложное философское значение.

Итак, скульптура – очень своеобразное украшение, преображающее жилой интерьер, однако выбирать ее надо с умом. Не все, что вам нравится, оптимально впишется в интерьер вашего дома.

6. Дом или картинная галерея?

Можно сделать в квартире качественный ремонт, подобрать красивую и дорогую мебель, но без произведений искусства – живописи, фотографий, графики, скульптуры – интерьер вашего дома будет выглядеть незаконченным. Ведь именно художественные аксессуары придают обстановке индивидуальность и завершенность. Без них дом кажется нежилым и неуютным.

Как известно, живопись очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Особенно это касается людей чувствительных и восприимчивых. Поэтому выбирать картину для своего дома следует, соблюдая определенную осторожность. Не стоит поддаваться чьим-то рекомендациям или веяниям моды, если, конечно, выбранное произведение искусства не является для вас просто выгодным способом вложения денег. Картина должна нравится, при взгляде на нее у вас должно возникать определенное «комфортное» настроение: умиротворение и покой, или наоборот – бодрость и прилив сил. Кто-то из художников советовал покупать пейзажи, в которые вам бы хотелось «уйти».

Со временем любое произведение искусства, даже самое талантливое, становится привычным и ваш взгляд начинает скользить по нему почти равнодушно. И все же, выбирая картину, стоит хорошо подумать. Обладая определенной энергетикой, живописное полотно может одним своим присутствием раздражать вас, если оно выбрано неудачно.

Кроме самой важной проблемы – выбора, существует и не менее значимая проблема размещения картин в интерьере. Место обычно выбирают с учетом общей композиции интерьера и расстановки мебели. Полотна небольших и средних размеров можно разместить над мебелью (конечно, если мебель высотой не под самый потолок). Большие по размеру картины или художественные панно лучше разместить в свободных простенках или над низкой мебелью, например, диваном или комодом.

Желательно, чтобы размещение картин совпадало с расположением функциональных зон. Например, в столовой – над обеденным столом, а в зоне отдыха – над креслом. Картины, расположенные на стыке жилых зон могут выполнять функции связующего звена, служить своеобразным переходом из одной зоны в другую. Это особенно актуально в современных домах с большим открытым пространством, где жилые зоны как бы «перетекают» одна в другую. Чтобы их обозначить и связать между собой как раз и могут использоваться живописные полотна или декоративные панно. Их даже можно повесить в виде своеобразной «разделительной» полосы.

Очень важным для правильного восприятия картины является фактура, цвет, рисунок настенного покрытия. Одно и тоже полотно совершенно по-разному будет выглядеть на фоне кирпичной стены, деревянных панелей или обоев в цветочек. Идеальным фоном для абстрактного полотна служит беленая поверхность стены. На фоне большого светлого пространства стены яркое и контрастное полотно выглядит особенно выигрышно.

Стена «в цветочек» может служить фоном только для небольших акварелей в «кантри» – стиле или детских рисунков.

Помимо сочетания цвета стены с колоритом полотна и его размерами, очень важно правильно оформить художественное произведение. Подчас оформление картины играет решающую роль для гармоничного включения ее в интерьер. Контраст черной мебели и насыщенного цвета стен очень удачно дополняется широким белым паспарту (обрамление из бумаги или картона) и тонкой черной рамой картины. Представьте себе, что этого белого «поля» вокруг гравюры не было бы. Во-первых, она бы сразу потерялась на яркой стене, а во-вторых, сам черно-красный интерьер стал бы намного проще.

А вот еще один пример удачного оформления и расположения живописного полотна. Столовая в стиле Прованса станет намного колоритнее, если на ее белой стене будет висеть яркий букет подсолнухов в черной широкой раме, цвет которой перекликается с темным цветом деревянной мебели.

Вообще, правильное обрамление картины не менее важно, чем ее удачное размещение в интерьере. А часто обрамление и является недостающим звеном, связующим интерьер и содержание полотна. Выбрать багет – профилированную рамку для изготовления рамы – достаточно непросто. Существуют сотни видов багетов: деревянный из массива или фанерованный, пластиковый «под дерево», металлический, «под венецианскую штукатурку» и так далее. Багет может иметь специальные вставки, и даже быть обтянут льном.

Выбирать багет стоит, конечно, с учетом цветовых и стилевых особенностей обстановки комнаты, в которой будет висеть картина. Но, помимо этого, для каждой изобразительной техники принято использовать свой тип багета. Произведения живописи, особенно выполненные маслом, обычно окантовываются классической рамой, иногда золоченой или даже с лепным декором.

В этом случае роскошь обрамления вполне оправдана, она как бы подчеркивает художественную ценность живописного полотна. Но та же золоченая рама, да еще с лепниной, обрамляющая бумажную репродукцию, выглядит вульгарно, и уместна будет только в китч-интерьере.

Помимо золоченого, можно подобрать багет в тон цветовой гамме произведения или сделать его черным для контрастности. Хорошо, когда цвет багета подходит не только к общему колориту картины, но и перекликается с некоторыми деталями интерьера комнаты.

Графика и акварели, как правило, оформляются в паспарту, которое дает дополнительную цветовую и фактурную плоскость: оно может имитировать кожу, замшу и все виды бумаги. Эти виды живописи очень чувствительны к влажности и яркому свету. Поэтому картину, оформленную в паспарту, покрывают тонким стеклом, а затем еще и вставляют в рамку.

7. Интерьер Поднебесной

Наши представления об интерьерах Японии весьма отчетливы. А много ли мы знаем о ближайшем географическом соседе этой страны – Китае, у которого японцы так много переняли? Китайский стиль, в эпоху рококо буквально завоевавший Европу, был затем подзабыт. В настоящее время на западе наблюдается новая волна интереса к китайской художественной традиции.

Китай, как и Древний Египет, был очень консервативной страной. Выработанные каноны и обычаи оставались неизменными в течение 2000 лет. Поэтому культура Китая остается на редкость цельной, основные эстетические понятия, выработанные в глубокой древности, и по сей день практически неизменны. И западного человека привлекает именно эта ненарушенная цельность мировосприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во всем мире на протяжении множества веков знатоки и ценители искусства преклоняются перед бронзовым литьем, керамикой и фарфоровыми изделиями Китая, его оригинальной живописью, тонкими шелками и ковровыми изделиями.

Мебель

Интерьер китайского жилища на протяжении множества веков почти не изменился. Он довольно однообразен: формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Интересно, что китайцы – едва ли не единственный народ Востока, предпочитающий есть, сидя на стуле, отдыхать – на широкой скамье и спать не на полу, а на кровати.

Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления решеток, перегородок и других конструкций в помещениях, а также различных плетеных изделий, мебели и для множества других целей. Мебель из бамбука имела прямолинейные формы, поскольку бамбук не гнется. Бамбуковые стулья и столы в китайском интерьере удачно перекликались с выполненными из того же материала перегородками, решетками в помещениях и мелкими плетеными изделиями.

В жилищах состоятельных китайцев основным предметом мебели была кушетка кан – ложе, сплетенное из лыка или других волокон с изящным рисунком и с трех сторон окруженное спинками. Имелись и кровати, полностью закрытые, с боковыми поверхностями, украшенными ажурным орнаментом. Такая мебель чаще всего изготавливалась из твердой древесины, например, из черного, розового дерева и тика.

Типично китайским национальным видом мебели являются лакированные табуреты оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столики для цветов, сервировки или как чайные столики.

В жилищах китайцев была и более упрощенная мебель для сидения, например, стулья, лавки. Эта мебель имела простые прямолинейные формы. Столы были похожи на мебель для сидения, их украшали ажурной царгой (тонкая резьба по дереву). Отделка напоминала работы, выпиленные лобзиком.

Ширмы – в смысле их влияния на мировой интерьер – это вообще тема отдельного разговора. Их богатый рисунок усиливался благодаря красочно расшитым шелковым тканям. Над изготовлением этой детали интерьера работали лучшие мастера.

Характерной чертой китайского интерьера были и остаются различные подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, дверок и ниш для размещения всевозможных изящных безделушек и декоративных предметов. В противоположность парадной мебели шкафы являлись простыми предметами обихода.

Китайское искусство обязано своей славой непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2500 лет тому назад. Китай – родина лаковой техники. Европейская лаковая мебель делалась по китайскому образцу. Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись и изделия с красным и коричневым фоном. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, или выпуклость, рельефность, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялась слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Оформление

Дом в Китае воспринимался как прообраз Неба. Он находился в нераздельном единстве с садом и олицетворял встречу внешнего мира с внутренним. Важным элементом архитектуры и оформления традиционного китайского дома стало украшение дверей и окон. Их расположение никогда не было случайным. Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяли интерьер с окружающим миром. Встречались двери причудливой формы: в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые («лунные») двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что «возвращение в Небо» есть состояние перехода.

Внутри дома тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали попарно или в виде трехчастных композиций. Например, разнесенные половинки шкафа, стол с двумя стульями по бокам, курительница – с двумя вазами. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление «живой изменчивости».

Материалы

Всемирной славой пользуется китайский шелк, который был очень популярным в конце XVII – начале XVIII века. К настоящим произведениям искусства можно отнести расписные шелковые обои, на которых чаще всего были изображены горы с причудливыми деревьями, цветущие кусты, летающие птицы, фигуры небожителей, растения и различные предметы, имеющие символическое значение.

Аксессуары

Фарфор в Китае появился задолго до того, как его начали изготавливать в Европе. Ассортимент фарфоровых изделий помимо столовой посуды, сосудов для вина и чайных сервизов включал в себя художественные фигурки животных и человека, цветочно-растительные композиции. Китайский фарфор отличался значительным разнообразием даже в пределах одной эпохи.

Керамика – это отдельная тема. Считается, что возраст первых керамических изделий, найденных на территории Китая, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, составляет 7–8 тысяч лет. Изготовляемые в Китае чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, чайники и многие другие изделия украшались различными поливами, рельефными и расписными узорами. Особой популярностью пользовалось изображение драконов, которое сулило хозяевам защиту от бед. Китайская керамика асимметрична, поскольку в природе, по мнению китайцев, нет ничего повторяющегося. С точки зрения фэн-шуй, керамика – отличный инструмент, позволяющий корректировать пространство.

Очень символичны в этом смысле керамические наборы из нескольких предметов, изготовлявшихся, как правило, вместе с деревянными подставками различной высоты. В возможности переставлять предметы и формы, «выстроить» нечто согласно сиюминутному ощущению себя и заключается элемент созерцания, без которого жизнь превращается в бессмысленную суету. А динамичность процесса перенастройки и есть Дао, что в очень приблизительном переводе означает «путь, процесс, движение». Два первоначала – инь и янь – управляют Вселенной. В керамике Китая отражение этих двух сил может быть выражено как в виде изображения символа инь-янь, так и за счет других художественных приемов: темные (инь) и светлые (янь) краски. В керамических наборах для саке часто используются два сосуда: один – «мужской», другой – «женский», и чаша (пиала), которая их объединяет. Не меньшей популярностью пользовалось изображение благожелательных иероглифов на керамических сосудах.

Тому, кто хочет создать китайский интерьер, не следует забывать о фонариках, о великолепной китайской живописи и искусстве написания иероглифов. Ширмы и экраны, шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок можно покрыть росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи. На столах в подносах – положить камни, разместить специальные сосуды с карликовыми деревьями. У стен можно поставить вазы с цветами. Важными штрихами станут букеты цветов – любимых в Китае пионов и хризантем. А аромат курительных палочек! Их можно было выбрать на все случаи жизни, на любой вкус и настроение.

Конечно, с точностью воссоздать в наших условиях интерьер жителей Поднебесной вряд ли удастся, да это и не нужно. Можно отвести отдельную комнату под «китайскую гостиную». Можно поместить в доме свиток с хитрой китайской письменностью или классической формы чайник – и экспансия великой культуры в мир вашего дома начнется. Надеюсь, что вместе с интерьером, фарфоровыми изделиями и книгами китайских мудрецов к вам в дом шагнет медиативное спокойствие и очаровывающая красота китайской культуры.

Яндекс.Метрика